В последнее время в хозяйствовании предприятий наметилась следующая тенденция: в общей стоимости их активов возрастает доля нематериальных активов, в частности интеллектуальной собственности. Одним из объектов ИС, которая влияет на стоимость бизнеса в целом (в сторону ее увеличения), - это товарный знак. Казалось бы, какой ценностью может обладать графический объект, который нанесен на упаковку продукции? На самом деле роль товарного знака огромна: именно с ним отождествляют компанию, он делает продукт узнаваемым и покупаемым, он имеет важное значение при продвижении компании. Известный торговый знак – это актив, который обладает существенной стоимость, но не всегда владельцы бизнеса могут выразить ценность товарного знака в рублях. В этой ситуации необходима рыночная оценка стоимости товарного знака.
Независимые оценщики компании «Юрдис» стали одними из первых, которые в начале 2000-х годов начали проводить оценку данного объекта ИС и показали, что она сильно влияет на стоимость бизнеса. Задача оценщиков – вывести объективную и достоверную стоимость нематериального актива. Сделать это достаточно тяжело, так как необходимо учесть множество факторов, среди которых:
До недавнего времени считалось, что рыночная стоимость этого объекта – это и есть сумма всех этих расходов. Но это однобокий подход, ведь есть ряд факторов, которые повышают стоимость знака.
Задача независимого оценщика – не только изучить бухгалтерские документы, в которых отражены расходы на создание торгового знака, но и провести анализ рынка в стране, регионе, городе (в зависимости от степени распространенности продуктов и услуг с этим торговым знаком). Работа требует от независимого оценщика знаний не только в сфере оценочной деятельности, но и в экономике и маркетинге.
Хоть товарный знак и отличается от других материальных активов (например, он «неудобен» для покупки и продажи), но становится предметом различных сделок и хозяйственных операций.
Если быть точными, то объектом сделок становится не сам торговый знак как словесно-графический объект, а исключительное право на него.
Независимые оценщики помогут определить его рыночную стоимость в следующих ситуациях:
Также рыночная оценка стоимости торгового знака может понадобиться при банкротстве компании, ее реструктуризации, поглощении либо слиянии. В этих случаях торговый знак оценивается наравне с другим имущество как полноценный актив.
Чтобы независимый оценщик начал работать над вашим заказом, ему необходимо предоставить ряд документов: свидетельство на ТЗ, список и качественные характеристики продукции/услуг, которые производятся/оказываются под этим знаком, описание коммерческого использования объекта, сведения о расходах на создание и др. В зависимости от ситуации перечень бумаг может быть дополнен. Об этом независимый оценщик предупредит на начальном этапе сотрудничества.
Пожалуйста, скачайте более современный браузер на ваш выбор, чтобы удобно пользоваться сайтом